Осторожно: антиигрушка!

 

tagamochi

Оставив  восьмимесячного  младенца  на  попечение  старшего  брата, мать  ушла  в  магазин. Старший  мальчик  играл  в  тамагочи  и, когда  малыш  заплакал, не  услышал  писка  игрушки. Тамагошка  « умер»- младенец  оказался  в  больнице  с  сотрясением  мозга, у  старшего  мальчика  сильнейший  стресс. Забота  о  виртуальном  « малыше» затмила  чувства  к  реальному  маленькому  брату. Кусочек  пластмассы и  микросхем  оказался  агрессивен  по  своей  сути. Манипулируя  сознанием  ребенка, он  превратил  его  в  раба  игрушки, реальная  любовь  проиграла  виртуальной.

Чем  руководствуются  родители, покупая  игрушку  для  своего  ребенка? Задумываются  ли  они  над  тем, что  игрушка- это  не  просто  забава?
Она  закладывает  в  душу  первоначальные  понятия  добра  и  зла, дает  яркие, запечатляющиеся  образы, и  от  того, какими  они  будут, зачастую  зависит  формирование  морально-нравственных  представлений  личности  и  ее  развитие  в  целом.

Зачем  нужна  игра?
Во первых, игра - это  школа  произвольного  поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуйте  заставить  ребенка  стоять  смирно - он  не  простоит  и  двух  секунд. Но  если  это  действие  включить  в  игровой  контекст, цель  с  успехом  будет  достигнута. Вспомните: « Море  волнуется - раз, море  волнуется - два, море  волнуется - три. Замри!» Ведь  замирают  и  стоят  даже  самые  непоседливые  мальчики  и  девочки, даже  на  одной  ножке.
Во вторых - школа  морали  в  действии (А. Н. Леонтьев). Можно  сколько  угодно  долго объяснять  ребенку, « что такое хорошо  и  что  такое  плохо», но  лишь  сказка  и  игра  способны  через  постановку  себя  на  место  другого  научить  действовать  и  поступать  в  соответствии  с  нравственными  требованиями.
В третьих, игра- ведущая  деятельность  в  дошкольном  возрасте, деятельность, определяющая  развитие  интеллектуальных, физических  и  моральных  сил  ребенка.
С  помощью  игры  обучение  ребенка  идет  эффективнее, а  воспитание  приятнее.

Что  такое  игрушка?
Игра  и  игрушка, по  мнению  ученых,- важнейшие  составляющие  любой  культуры.
Игра  и  игрушка - специфическое  средство  массовой  информации, поскольку  в  них  зафиксированы  основные  тенденции  воздействия  на  сознание  и  поведение  человека, способы  и  средства  его  воспитания.
Игрушка- тот  же  носитель  информации  для  ребенка, что  газета  или  интернет  для  взрослого. Спросите  себя: какую  информацию  она  несет?
Подлинная  игрушка  утверждает  добро  и  предопределяет  различение  добра  и  зла. Например, мячик  символизирует  совершенную  форму  шара- Солнца  или  Земли.
Иногда  ребенок  сам  находит  « игрушки»- предметы- функционеры, отвечающие  определенным, часто  неосознанным  его  потребностям. Какая- нибудь  коряга, камушек, ракушка, тряпочка и т. д. наделяются  особыми  свойствами, переживаниями  и  смыслами. Мы  часто  обнаруживаем  подобный  « мусор», пытаясь,  навести  порядок  в  детском  уголке  или  выворачиваем  карманы  детской  одежды  перед  стиркой. И  всякий  раз  сталкиваемся  с  протестами  и  просьбами  ребенка  не  выбрасывать  их. Стоит  задуматься: может  быть, все  же  лучше  камушек, чем  трансформер, или  ракушка, чем  монстр? Помните: игрушка  не  только  сопровождение  игры, но  и  средство  обучения, развлечения  и  даже  лечения. Таковы  ли  современные  игрушки?

Современная  игрушка - что  это?
Современные  девочки  и  мальчики, те  самые, для  кого  игра - жизненная  необходимость  и  условие для  развития, на  самом  деле  « разучиваются»  конструктивно  играть. Это  беспокоит  специалистов- психологов  и  педагогов  во  всем  мире. Что  бы  вы  сказали, если  бы  птицы  перестали  петь, зайцы  прыгать, а  бабочки  летать? Изменились  и  само  качество, сама  суть  детской  игры:  она  стала  невеселой  и  агрессивной.
Современный  ребенок  живет  в  мире, на  первый  взгляд  гораздо  более  ярком  и  разнообразном, чем  его  сверстник  двести, сто  и  даже  триста  лет  назад. Давайте  оглянемся: яркие  обложки  книг, журналов  и  учебников  в  школе, цветные  рекламные  щиты  на  улице, а  дома- фломастеры  и  карандаши, разноцветная  одежда  и, конечно, пестрота  игрушек, порой  самых  невообразимых  цветов  и форм. Игрушки  покупаются, как  сказал  один  папа  пятерых  детей, чемоданами  и  через  месяц  так  же  чемоданами  выбрасываются. Меняются  краски, формы, мелькают  картинки, предметы, лица. И  психика  ребенка  не  справляется - восприятие  цвета  и  звука, представление  о  хорошем  и  плохом, добром  и  злом  деформируются.

Сенсорная  агрессия  окружающей  ребенка  среды  нарушает  стабильность  и  устойчивость  мира, т.е. лишает  маленького  человека  уверенности  в  том, что  мир  прочен, надежен, а  значит, безопасен.
Серийная  игрушка, с  которой  чаще  всего, к  сожалению,  имеет  дело  современный  ребенок, по  сути  своей  является  антиигрушкой: в  ней  содержится  идея  обладания, а  не  радостного  постижения  мира; она  формирует  тенденцию  вытеснения  развивающей  игры  и  подлинного  творчества. Игрушка  полезна  и  вредна. К  сожалению, хорошо  покупаемая  игрушка - та, что нравится  взрослым. Но  часто  она  меньше  всего  для  детей. Во  многих  нынешних  игрушках  детское  только  то, что  они  маленькие. Чем  же  должна  быть  игрушка  для  ребенка? Источником  радости, мотивом  для  игры. Она  должна  создавать  условие  для  развития, оставляя  возможность  для  самостоятельного  творчества. В  противоположность  этому  современные  игрушки, чаще  всего  изготовленные  по  западным  образцам, не  оставляют  места  для  « домысливания  сюжета». Игрушка  способна  породить  чудовищ в  душе  маленького  человека. Черепашки  Ниндзя, трансформеры-роботы, Бетман, Человек- паук- эти  игрушки  способствуют  накоплению  агрессивных  фантазий  ребенка, часто  реализуемых  в  жизни  по  отношению  к  более  слабым- животным  или  маленьким  детям.
Семилетний  мальчик- любитель  подобных  игрушек - ловил  цыплят  и мучил  их  на  глазах четырех - пятилетних  малышей, невзирая  на  их  слезы  и  просьбы. До  этого  он  много  раз  смотрел кассеты  с  детскими  « ужастиками», а  любимой  игрушкой  у  него  был  паук.

К категории  монстров  можно  отнести  всевозможные  игрушки - трансформеры: человек- машина, человек- чудовище, человек- робот. Какие  чувства  воспитывают  у  малыша  эти  игрушки? Взрослые  словно  забыли, что  игрушка  закладывает  в  душу  ребенка  первоначальные  понятия  добра  и  зла. И опасно, если  это  происходит  в  игре  с  негативным  героем- игрушкой. Игрушка  программирует  поведение  ребенка. И важно  понимать, как  воздействует  игрушка  и  что  за  программу  она  несет. Поскольку  есть  добро  и  зло, идеал  и  антиидеал, игрушка, как  мы  смогли  убедиться, может  быть  антиигрушкой.
Игрушек- море. Вот, например, добрые  старые  кубики  со  сказками, мозаика, строительный  конструктор  для  малышей. Эти  игрушки  доказали  свою  занимательность  и  свою  воспитательную  ценность  многим  поколениям  детей, развивая  интеллект, сообразительность, приучая  к  терпению, тренируя  мелкую  моторику  руки.

Атиигрушка - это  не  просто  плохая  игрушка, т.е.  некачественно  сделанная, грубо  раскрашенная, с острыми  краями  или  мелкими  деталями. Часто  антиигрушками  выступают  внешне  безупречно  изготовленные   из  экологически  чистых  материалов  фирменные  изделия  зарубежного  и  отечественного  производства.

Умная  и  добрая  игрушка
Но  не  все  так  плохо. У  нас  есть  хорошие  и  « умные»  игрушки, вернее  сказать, мудрые  игрушки. Большинство  из  ни  не  продается  в  обычных  детских  магазинах. Они  изготавливаются  вручную  на  дому  или  на  маленьких  фабриках.
В  магазинах  можно  найти  персонажей  всеми  нами  с  детства   любимой  телевизионной  программы  « Спокойной  ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу  и  Каркушу. Чему  они учат  малышей  во  время  своих  вечерних  встреч  с  ними? Добру, справедливости. Учат  не  обманывать  и  не  предавать  и  многому  другому. И  все  это  рассказывается  в  понятной  для  детей  форме. Эти  редкие  теперь  положительные  персонажи  излучают  добро  и  любовь  к  каждому  из  зрителей, а  те  тоже  отвечают  любовью. Конечно  « творческий  потенциал»  этих  кукол  невелик, но  он  значительно  превышает  тот  негативный  заряд  антиигрушек, которыми  насыщены  современные  магазины.
Для  детей  постарше  сейчас  можно  купить  наборы  для  постройки  кораблей, самолетов, лодок. Для  девочек  продаются  красивые  наборы  для  вышивания  и  пошива  платьев  своих  любимым  куклам., а  для  мальчиков- столярные, слесарные инструменты. Они  учат  детей  самостоятельности, трудолюбию, заботе  о  ближних.
А  есть  игрушки, которые  не  надо  покупать. Достаточно  прогуляться  по  парку  и  набрать  желудей, палочек, шишек, камушков, проверить  мамины  запасы  кусочков  ткани  и  лент, собрать  всякую  безделицу  и  сделать  игрушку  из  всего  этого  подручного  материала.  Здесь  огромное  поле  для  фантазии.