Тематическая неделя
Все мы – жители Земли»
Автор проекта: педагог первой квалификационной категории
Ревякова Любовь Ивановна.
Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре.
Задачи:
-Дать понятие о том, что для всех людей на Земле существуют общие человеческие ценности и моральные качества.
-Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей раз-ных национальностей, имеющих свою культуру, традиции, особенности языка.
-Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. В педагогике и психологии признается важность общения ребенка с окружающими людьми, но так же установлено, что общение ребенка с детьми своего возраста важнее, чем общение с взрослыми. Ребенок, лишенный детского окружения, не может развиваться нормально.
Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Тематическая неделя была разработана на основе комплексно-тематического принципа через виды детской деятельности: игровой, познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, чтение детской художе-ственной литературы.
Планирование работы на тематической неделе «Все мы жители Земли»
День недели | НОД | Подвижные игры | Чтение художественной литературы | Дидактические игры |
Понедельник |
Познание. «Все мы – жители Земли». |
Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ) | Я.Аким. «Наша планета» | «Кто где живёт?» |
Вторник | Рисование. «Национальный орнамент» Учить задумывать и выполнять узор по мотивам народных промыслов. Закреплять умение передавать колорит, элементы народного орнамента. Закреплять умение располагать узор в зависимости от формы листа. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. |
Калмыцкая народная игра «Кружится вокруг колышка»(Гас эрглген) | В.Катаев «Цветик семицветик» | «Угадай узор» |
Среда | Аппликация «Дружат дети всей Земли» Закреплять навыки работы ножницами, умение вырезать фигуру человека из бумаги, сложенной вдвое, украшать одежду в соответствии с народными традициями. |
Киргизская народная игра "Клади платок" (Жоолух ташта-май) |
Нанайская сказка «Айога» | «Парочки» (флаги разных стран) |
Четверг | Коммуникация Пересказ рассказа Е.Пермяка «Самое страшное». Дать понятие о том, что для всех людей на Земле существуют общие человеческие ценности и моральные качества. Упражнять в пересказе без помощи воспитателя. |
Грузинская народная игра "Игра в лягушек "(Бакакоба) | Е. Пермяк«Самое страшное» | «Подскажи словечко» |
Пятница | «Игра в волшебников» (творческое конструирование) Побуждать придумывать новые конструкции на основе сделанных, превращая обыденные постройки в необыкновенные, фантастичные. |
Азербайджанская народная игра"Черный паша" (Гара паша) | Украинская народная сказка «Колосок» | «Закончи предложение» |
В конце недели состоялся тематический досуг совместно с родителями «Разноцветная планета». Ребята разных национальностей вместе с родителями подготовили рассказы о своей родине, мамы напекли вкусные национальные блюда, а Алиев Исмаил станцевал зажигательную лезгинку.
В результате проведённой тематической недели улучшились взаимоотношения между детьми, повысилась их самооценка, многие родители открыли для себя друг друга по-новому.
Совместные усилия детского сада и семьи позволили закрепить у многих детей доброжелательное отношение к народам разных стран, что в конечном итоге поможет воспитать их добрыми, отзывчивыми людьми, т. е. сформировать толерантность.
Познавательный досуг «Разноцветная планета»
Цель: Воспитывать интерес и уважение к людям разных национально-стей, их традициям и культуре. Знакомить детей с принципами уважения всех без исключения людей.
Задачи:
1. Вызывать интерес к людям разных национальностей и народно-стей, их культуре.
2. Воспитывать уважение к языку, традициям, обычаям разных народов.
3. Обогащать культурный опыт дошкольников.
Ход досуга.
Воспитатель. На нашей большой голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом - планета Земля. А мы с вами, ребята, живём в одной большой стране, которая называется…
Дети. Россия!
Воспитатель. Наша страна – одна большая семья, где рады любому гостю!
Ребёнок.
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!
В Степанов.
Воспитатель. Наша группа – тоже одна большая семья, и ребята разных национальностей сегодня вместе с родителями пришли рассказать о своих традициях и обычаях, о красоте своего родного края.
Далее дети рассказывают о Башкирии, Калмыкии, Грузии, Азербайджане. Рассказ детей сопровождается показом слайдов и национальной музыкой
Башкирия |
Калмыкия |
Азербайджан |
Зажигательная лезгинка |
Грузия |
«Я грузин, и я этим горжусь!» |
Традиции празднования пасхи на Руси |
Воспитатель.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг!
Мы будем в мире, дружбе жить.
И нашей дружбой дорожить.
Хоровод «Большой хоровод», муз. Б.Савельев
Дети.
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
Кружится планета, большая планета
Ладонями солнца она обогрета,
Но греют планету намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева дети
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой.
Давайте, ребята назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем вместе в нашу любимую русскую народную игру «Плетень».
Тень,тень, потетень… |
Подвижные игры разных народов
(Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвеще-ние', 1988)
Башкирская народная игра
"Юрта" (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за ру-ки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), по-лучается юрта.
Правила игры.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Калмыцкая народная игра
"Кружится вокруг колышка" (Гас эрглген)
В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, Одно-временно пытаясь достать левой рукой правое ухо из-под правой ру-ки. Игра требует большой ловкости и гибкости.
Правила игры.
Выдержавшие пять-шесть кругов считаются победите-лями.
Киргизская народная игра
"Клади платок" (Жоолух таштамай)
Играющие рассаживаются по кругу на расстоянии одного или двух шагов друг от друга. Водящий остается за кругом. Он берет в ру-ки платок, свернутый жгутиком. Обегая круг за спинами сидящих, он незаметно подкладывает платок одному из них и продолжает бежать по кругу. Если играющий заметит у себя за спиной платок, он подни-мает его и старается догнать водящего, а тот стремится занять сво-бодное место. Если водящий добежит до платка раньше, чем его об-наружит сидящий, то он поднимает платок, продолжает бежать и кла-дет платок за спиной любого другого игрока.
Правила игры.
Игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может неза-метно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении.
Грузинская народная игра
"Игра в лягушек" (Бакакоба)
На площадке чертится круг диаметром 3 - 4 м, от которого на расстоянии 6 - 8 м обозначается домик. Игроки делятся на две коман-ды по 6 - 8 детей. Одна из них по жребию становится в круг на четве-реньки: они - лягушки - скачут, квакают. На головах у них шапки. Игро-ки второй команды свободно располагаются за линией круга, старают-ся снять с них шапки, используя обманные движения, и донести, их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются осалить убегающих (коснуться их рукой), прежде чем по-следние успеют вбежать в домик. Если это им удается, команде лягу-шек засчитывается столько очков, сколько игроков они осалили. В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3 - 4 минуты команды меняются местами.
Правила игры.
Лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки. В кругу лягушки пере-двигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегаю-щих обычным бегом. Снимать шапки разрешается с нескольких лягу-шек. В этом случае они могут осаливать любого из убегающих и даже нескольких игроков.
Азербайджанская народная игра
"Черный паша" (Гара паша)
Из числа играющих выбираются пастух, собака и врун. Осталь-ные изображают овец. Пастух играет на свирели, собаки сидят в заса-де, овцы гуляют и как будто едят траву. Вдруг врун зовет пастуха: «Эй, эй, эй, пастух, пастух». Пастух отзывается: «Что тебе?» Врун: «Братец пастух, мой дядя, Черный паша, говорит, что наша черная овца (назы-вает приметы овцы) в вашу отару попала, и просит ее обратно». Пас-тух подводит вруна к отаре. Тот неожиданно хватает одну из овец (бе-рет игрока за руку) и убегает. Увидев это, собака бежит за ним. Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается, а если собака догонит, то овца возвращается в стадо.
Правила игры.
Собака начинает ловить только тогда, когда врун схватил овцу. Ловить в доме вруна нельзя.