Тематическая неделя

 

 people-of-earth

Все мы – жители Земли»


Автор проекта:
педагог первой квалификационной категории
Ревякова Любовь Ивановна.

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре.

Задачи:
-Дать понятие о том, что для всех людей на Земле существуют общие человеческие ценности и моральные качества.
-Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей раз-ных национальностей, имеющих свою культуру, традиции, особенности языка.
-Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. В педагогике и психологии признается важность общения ребенка с окружающими людьми, но так же установлено, что общение ребенка с детьми своего возраста важнее, чем общение с взрослыми. Ребенок, лишенный детского окружения, не может развиваться нормально.
Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Тематическая неделя была разработана на основе комплексно-тематического принципа через  виды  детской деятельности: игровой,   познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, чтение детской художе-ственной литературы.

 types-activities

 

 

Планирование работы на тематической неделе  «Все мы жители Земли»

 

День недели НОД Подвижные игры Чтение художественной литературы Дидактические игры
Понедельник   

Познание. «Все мы – жители Земли».
Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей,
их культуре.

Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ) Я.Аким. «Наша планета» «Кто где живёт?»
         
Вторник  Рисование. «Национальный орнамент»
Учить задумывать и выполнять узор по мотивам народных промыслов. Закреплять умение передавать колорит, элементы народного орнамента. Закреплять умение располагать узор в зависимости от формы листа. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.  
Калмыцкая народная игра «Кружится вокруг колышка»(Гас эрглген) В.Катаев «Цветик семицветик» «Угадай узор»
         
Среда Аппликация «Дружат дети всей Земли» 
Закреплять навыки работы ножницами, умение вырезать фигуру человека из бумаги, сложенной вдвое, украшать одежду в соответствии с народными традициями.
Киргизская народная игра
"Клади платок" (Жоолух ташта-май)
Нанайская сказка «Айога»  «Парочки» (флаги разных стран)
         
Четверг  Коммуникация
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Самое страшное». Дать понятие о том, что для всех людей на  Земле существуют общие человеческие ценности и моральные качества. Упражнять в пересказе без помощи воспитателя.
Грузинская народная игра "Игра в лягушек "(Бакакоба)  Е. Пермяк«Самое страшное»   «Подскажи словечко»
         
Пятница  «Игра в волшебников» (творческое конструирование)
Побуждать придумывать новые конструкции на основе сделанных, превращая обыденные постройки в необыкновенные, фантастичные.
Азербайджанская народная игра"Черный паша" (Гара паша)  Украинская народная сказка «Колосок»   «Закончи предложение» 

  
В конце недели состоялся тематический досуг совместно с родителями «Разноцветная планета». Ребята разных национальностей вместе с родителями подготовили рассказы о своей родине, мамы напекли вкусные национальные блюда, а Алиев Исмаил станцевал зажигательную лезгинку.
В результате проведённой тематической недели улучшились взаимоотношения между детьми, повысилась их самооценка, многие родители открыли для себя друг друга по-новому.
Совместные усилия детского сада  и семьи позволили закрепить у многих детей доброжелательное отношение к народам разных стран, что в конечном итоге поможет  воспитать их добрыми, отзывчивыми людьми, т. е. сформировать толерантность.

 

 

Познавательный досуг «Разноцветная планета»

 

 colored-planet

 

Цель:  Воспитывать интерес и уважение к людям разных национально-стей, их традициям и культуре. Знакомить детей с принципами уважения всех без исключения людей.
Задачи:
1.    Вызывать интерес к людям разных национальностей и народно-стей, их культуре.
2.    Воспитывать уважение к языку, традициям, обычаям разных народов.
3.    Обогащать культурный опыт дошкольников.

Ход досуга.
Воспитатель. На нашей большой голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом - планета Земля.  А мы с вами, ребята, живём в одной большой стране, которая называется…
Дети. Россия!
Воспитатель. Наша страна – одна большая семья, где рады любому гостю!
Ребёнок.
 «Российская семья»
      Живут в России разные
      Народы с давних пор.
      Одним - тайга по нраву,
      Другим - степной простор.
      У каждого народа
      Язык свой и наряд.
      Один - черкеску носит.
      Другой надел халат.
      Один - рыбак с рожденья,
      Другой – готовит мед.
      Одним – милее осень,
      Другим – милей – весна.
      А Родина Россия
      У нас у всех – одна!
                                В Степанов.

Воспитатель. Наша группа – тоже одна большая семья, и ребята разных национальностей сегодня вместе с родителями пришли рассказать о своих традициях и обычаях, о красоте своего родного края.
Далее дети рассказывают о Башкирии, Калмыкии, Грузии, Азербайджане. Рассказ детей сопровождается показом слайдов и национальной музыкой

people-1
Башкирия
 
people-2
Калмыкия
 
people-3
 
people-4
Азербайджан
 
people-5
Зажигательная лезгинка
 
people-6
Грузия
 
 people-7
«Я грузин, и я этим горжусь!»
 
people-8
Традиции празднования пасхи на Руси
 
people-9
 

 

Воспитатель.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг!
Мы будем в мире, дружбе жить.
И нашей дружбой дорожить.

Хоровод «Большой хоровод», муз. Б.Савельев

people-10

 

Дети.
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
Кружится планета, большая планета
Ладонями солнца она обогрета,
Но греют планету намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева дети
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой.
Давайте, ребята назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.

Воспитатель.  А теперь давайте поиграем вместе в нашу любимую русскую народную игру «Плетень».

people-11
Тень,тень, потетень…

 

 

Подвижные игры разных народов
(Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвеще-ние', 1988)

 

Башкирская народная игра
"Юрта" (Тирмэ)

people-12

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за ру-ки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), по-лучается юрта.
Правила игры.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

 

 

 

Калмыцкая народная игра
"Кружится вокруг колышка" (Гас эрглген)

people-13

В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, Одно-временно пытаясь достать левой рукой правое ухо из-под правой ру-ки. Игра требует большой ловкости и гибкости.
Правила игры.
Выдержавшие пять-шесть кругов считаются победите-лями.

 

 

 

Киргизская народная игра
"Клади платок" (Жоолух таштамай)

people-14

Играющие рассаживаются по кругу на расстоянии одного или двух шагов друг от друга. Водящий остается за кругом. Он берет в ру-ки платок, свернутый жгутиком. Обегая круг за спинами сидящих, он незаметно подкладывает платок одному из них и продолжает бежать по кругу. Если играющий заметит у себя за спиной платок, он подни-мает его и старается догнать водящего, а тот стремится занять сво-бодное место. Если водящий добежит до платка раньше, чем его об-наружит сидящий, то он поднимает платок, продолжает бежать и кла-дет платок за спиной любого другого игрока.
Правила игры.
Игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может неза-метно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении.

 

 

 

Грузинская народная игра
"Игра в лягушек" (Бакакоба)

people-16

 

На площадке чертится круг диаметром 3 - 4 м, от которого на расстоянии 6 - 8 м обозначается домик.  Игроки делятся на две коман-ды по 6 - 8 детей. Одна из них по жребию становится в круг на четве-реньки: они - лягушки - скачут, квакают. На головах у них шапки. Игро-ки второй команды свободно располагаются за линией круга, старают-ся снять с них шапки, используя обманные движения, и донести, их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются осалить убегающих (коснуться их рукой), прежде чем по-следние успеют вбежать в домик. Если это им удается, команде лягу-шек засчитывается столько очков, сколько игроков они осалили. В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3 - 4 минуты команды меняются местами.
Правила игры.
Лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки. В кругу лягушки пере-двигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегаю-щих обычным бегом. Снимать шапки разрешается с нескольких лягу-шек. В этом случае они могут осаливать любого из убегающих и даже нескольких игроков.

 

 

 

Азербайджанская народная игра
"Черный паша" (Гара паша)

people-15

Из числа играющих выбираются пастух, собака и врун. Осталь-ные изображают овец. Пастух играет на свирели, собаки сидят в заса-де, овцы гуляют и как будто едят траву. Вдруг врун зовет пастуха: «Эй, эй, эй, пастух, пастух». Пастух отзывается: «Что тебе?» Врун: «Братец пастух, мой дядя, Черный паша, говорит, что наша черная овца (назы-вает приметы овцы) в вашу отару попала, и просит ее обратно». Пас-тух подводит вруна к отаре. Тот неожиданно хватает одну из овец (бе-рет игрока за руку) и убегает. Увидев это, собака бежит за ним. Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается, а если собака догонит, то овца возвращается в стадо.
Правила игры.
Собака начинает ловить только тогда, когда врун схватил овцу. Ловить в доме вруна нельзя.